Актер и продюсер беседует с Fortune о больших идеях, которые повлияли на его взгляд на технологии и развлечения.
FORTUNE - Роберт Дауни-Мл. стал одним из самых влиятельных актеров в Голливуде. 48-летний актер признается, он не особо интересуется социальными сетями. "Я думаю о людях, и мысленно говорю с ними," - говорит он - "но я, как правило, не поддерживаю связь." В интервью о своей карьере и будущем киноиндустрии, актер, сыгравший Железного Человека и Шерлока Холмса, рассказывает Fortune о реальных разговорах (Элон Маск!), которые повлияли на его мнение о технологиях, бизнесе, и развлечении. Отредактированные отрывки интервью появятся в 13ом январском выпуске Fortune;
Ниже дана более длинная выборка Вопросов/Ответов.
------------------------------------------------------------------------------
В: Уже не в первый раз ваше фото появляется на обложке бизнес-журнала. Лицо Тони Старка украшало обложки нескольких печатых изданий.
О: Да! Я хотел замкнуть круг.
В: Элона Маска сравнивали с Тони Старком, и часть фильма "Железный человек 2" была снята на полигоне SpaceX. Вы когда-нибудь встречались?
О: Все началось с подготовки к съемкам первого "Железного Человека", когда SpaceX еще размещались в более скромном помещении, а Элон Маск не был еще известной личностью. В качестве моего исследования, я хотел взять интервью у двух людей: Джона Андеркоффлера [главный научный сотрудник интерфейс-компании Oblong] и Элона. Мне показался очень интересным тот факт, что он буквально решил стать гением. И сходства, вроде как, кончаются на определенной - как вы говорите? - просто невероятной независимости, вы знаете, которую, как я думаю, Элон действительно заключает в себе. Я надеялся получить технический совет прямо от самого Андеркоффлера. вы помните, в "Особом мнении" (2002) персонажи носят такие перчатки и двигают с помощью них экраны? Он и его компания воплотили эту идею в жизнь, так что я пользовался его подсказками: если Тони разработал свое собственное программное обеспечение, свои машины и оборудование, чтобы управлять ими, то какой язык он стал бы использовать для того, чтобы управлять всем этим? На протяжении всех этих фильмов, это было настолько же большой частью персонажа Тони, как и все остальное.
О: Элон, как личность, очень вдохновлял меня, так как Тони сначала хорошо и успешно занимается одним делом, а затем переходит к чему-то более рискованному с далеко идущими планами. И потом во 2ом "Железном Человеке" Тони Старк разговаривает с Элоном Маском о совместном проекте. Это были электрические самолеты, если не ошибаюсь.
В: Были ли какие-нибудь бизнес-лидеры или влиятельные люди, которые вдохновляли вашу игру?
О: Говард Хьюз немного. Но с этим персонажем, в этой потенциальной франшизе, я видел для себя деловые перспективы. Все, что требовалось от меня - это предстать в другом свете, - не в том, в котором меня представляли до этого, - и представить себя так, чтобы тебя воспринимали более лихим и более мужественным. По существу, ты стремишься к персоне, которая представит тебя в другом свете, которая может дать новые возможности.
читать дальшеВ: Это предоставило вам новые возможности?
О: Конечно. Вы знаете, благоволение - это то, что своими силами, своей изобретательностью, своей работой или даже случайностью, я не мог достичь. Мне кажется, оно заключается в удаче.
Потому что, удача бывает разная. Она бывает предсказуемая, а бывает, как люди любят говорить, беспрецендентная. Но любая удача, любой большой бизнес, любой политический или промышленный ход - беспрецендентен, пока он не становится нормой.
Так что, это тоже довольно интересно. Я взял себе за правило смотреть на вещи в менее Западном стиле, и я всегда нахожу его немного, вы знаете, "the way is the way is the way." [таким путем, этот путь - это путь]
Одно дело участвовать в чем-то, что является хитом, другое дело - повторить это уже в другой области. Мне очень повезло с людьми, которыми я окружен. Когда [режиссер] Джон Фавро и [президент студии Марвел] Кевин Файги запустили "Железного человека", это была абсолютна новая вещь, на которую выделили предостаточное количество денег, чтобы она смогла составить конкуренцию работам других киностудий, существовавших уже на протяжении многих лет. На кону стояло многое, если бы мы оплошались - никто бы не удивился. Так что, мы чувствовали себя словно студенты колледжа, которые думают, "а почему бы не запустить эту штуковину, и не заставить ее летать?" А вскоре после этого мне посчастливилось работать с моей многострадальной женой [продюсером Сьюзан Дауни], Гаем Ричи и Джоелом Силвером, над новой интерпритацией первого супергероя, которым являлся Шерлок Холмс, суперспособностью которого был его мозг, и это все тоже вышло довольно неплохо.
Так что, как только ты повторил успех, твой долг заключается в том... потом ты хочешь вернуться и, своего рода, перекрутить пленку назад и спрашиваешь себя: "Что же было общего в процессе создания этих двух проектов?" И что смешно, забавно и презрительно, так это то, что ты знаешь что ЭТО, пока ты в процессе, но это невероятно трудно уловить.
В: В 2004 году Вы выпустили альбом под названием "Футурист", что вас вдохновило на его создание?
О: У меня было сколько-то свободного времени, я тогда не работал так много по своей, ммм, избранной профессии. Другая сторона Фортуны заключается в том, что, когда идет дождь, тебе приходится работать в сарае, понимаете?
И что я заметил, каждый человек, которого я знаю, каждый мужчина, каждая женщина, они всегда многогранны. И я думаю об этом как о некотором виде печали, жизненной депрессии, которая нападает на абсолютно каждого из нас, когда мы, может, занимаемся не тем, чем хотели бы, но мы не делаем то, что можем. Потому что в этом есть что-то типично Западное, вы знаете, "вот чего я хочу, и это то, что мне надо делать", но часто творческая работа над любой частью себя - это высшее благо, и в конечном счете, она поможет достичь других целей.
Я написал в тексте песни: "футурист знает" - в смысле, футурист знает, что нас ждет. Только, я сказал "футурист чует." [knows и nose звучат одинаково] Это и есть та интуиция, которая, когда мы расслаблены, позволяет нам предсказывать чувство того, куда движется наша жизь.
И что забавно, где-то в то время, когда я писал эту песню, и уже годом или двумя позже, готовясь к "Железному человеку", я заметил, что меня действительно начали притягивали эти мысли и эти идеи.
В: Вы хотели бы написать еще один альбом?
О: Конечно. Переход, обычно из кино к музыке, принимают не так хорошо, как, возможно, ранее. и все равно, есть такие культовые личности, как музыканты, которые появляются в фильмах все чаще и чаще. Я видел [вокалист Maroon 5] Адама Левин в фильме "Может ли песня спасти тебе жизнь?", я позвонил ему и подружился с ним, потому что понял, что он один из тех людей, которые могут осуществить этот переход. Я еще не видел Джастина Тимберлейка в "Внутри Льюина Дэвиса", но я слышал, что он тоже может.
Я думаю, просто сейчас такое время, когда границы, возможно побочный результат информационного века, границы, - вы можете размыть их без такой шумихи или без такого количества отзывов, как могли бы, - предусмотрены, вы хорошо знаете это. Что касается меня самого, когда я рос, я пел в мадригалах, сочинял музыку и играл в мюзиклах в маленьких театрах, и я даже подумывал о том, чтобы самому написать мюзикл. Так что, я всегда был... я немного глуп в отношении композиции и исполнения, и я не особо хорошо играю, но я достаточно хорошо пишу, и довольно хорошо могу петь.
В: У вас есть производственная компания, Team Downey. Что Вы можете сказать о ней, и что Вы с Сьюзан думаете о вашей роли в качестве руководителей этой организации?
О: У Сьюзан была идеальная карьера продюсера еще до того как мы встретились, и она начала продюсировать фильмы в которых я снимался. И потом настоящий "Ага" момент настал, когда мы решили, что, что мы по-настоящему хотели бы делать, так это -разрабатывать собственный материал, чтобы вести дела вместе. И у нас только что был первый опыт с фильмом "Судья", который выйдет в прокат следующей осенью. Мы, как правило, любим и говорим об одной и той же сотне фильмов, когда мы ссылаемся на такое кино, какое бы хотели создать сами. Так что мы поняли, что у нас схожая восприимчивость.
В конечном счете, все сводится к тому, что ты как предприниматель идущий на риск ради более крупной организации в которой, вы знаете, мы связаны со студией (Warner Brothers), и мы ни только не хотим потерять им ни единого пенни, мы хотим, чтобы они чувствовали, что мы их главный источник дохода, а также, чтобы они действительно ценили наши взгляды на творчество.
О: Последнее десятилетие я занимался тем, что проходил интенсивный курс по продюсированию, и скажу вам, в некоторые дни это самая кошмарная работа на земле, потому что некоторые аспекты этой работы делают тебя, своего рода пожарным волонтером. И это очень неблагодарная работа.
Что великолепно в этом, так это то, что ты являешься человеком, который действительно заботится о том, чтобы помогать другим людям достигать их целей. И это было прямой противоположностью работе, своего рода, эгоцентричного актера.
В: Когда Вы звоните кому-то вроде Адама Левин, Вы смотрите на талант сквозь объектив Team Downey?
О: Какая-то часть меня знает, что есть допуск, благодаря тому факту, что у меня есть сущность, в которой мы можем развивать что-то. Но реальность такова, что, вы знаете, я вижу людей, которые...сами управляют своей судьбой, они счастливы, они, как правило, преуспевают,и я думаю, ключом к этому для меня является то, что они выходят из своей зоны комфорта, и они звонят кому-то, кто, как я думаю, скорее всего тоже не против с ними пообщаться.
Это все еще походит на школу, в каком-то смысле. Знаете, вы задумываетесь... ты никогда не хотел бы очутиться в чьей-то телефонной книжке с пометкой "потом", или приоритетом 3. Но при этом я думаю, что в том, что ты занимаешь выдающееся положение в этой индустрии, есть свои плюсы...под этим подразумевается некая связанность, понимаете о чем я? И я думаю, что я на самом деле не достаточно хорошо поддерживаю связи. Знаете, я думаю о людях, и мысленно разговариваю с ними, но я не...мне, как правило, не нравится поддерживать связи и создавать новые. И это то, что я пытался изменить, потому что, думаю, что от этого в жизни человека и появляются новые приключения.
В: Вы работали в кино в течение трех десятков лет в качестве актера, и сейчас Вы продюсируте фильмы. Как по вашему изменилась индустрия, и куда она движется?
Она изменилась для меня в плане того, что сейчас я уже чувствую себя частью обстановки, когда ты уже не тот, кто смотрит извне, все эти прогнозы становятся пустыми и несущественными.
Я всегда люблю слушать то, на что люди жалуются. Ну знаете, "О, его тащат эти большие картины [на кот.киностудия делает основную ставку и которые в случае успеха могут покрыть расходы на другие, менее удачные фильмы] и бла-бла-бла." Но много таких, которые бросают вызов всему этому. Я считаю, эти последние несколько лет были очень интересными, потому что некоторые средне- и малобюджетные фильмы получили, на самом деле, чертовски много внимания.
О: Главный инициатор обычно является лицом, которое использует влияние, которое у него есть, и применяет его в других направлениях. Я думаю, Мэтью Макконахи - отличный пример тому в этом году. Я думаю, в продвижении таких проектов как "Мад" и "Далласский клуб покупателей" с позиции, где они они, может и не имели бы возможности увидеть свет, они бы и не увидели если б не он, понимаете?
Я не знаю может ли кто-нибудь точно сказать куда любая индустрия может уйти в любой момент. Если бы вы 10 лет назад сказали, что Мэттью Макконахи будет самым интересным атером 2013 года, или, что кто-то вроде меня окажется на вершине за кассовое жанровое кино, я думаю, ни он ни я не поверили бы в это.
В: Вернемся к Элону Маску. Вы инвестируете в Tesla (TSLA)?
Это забавно, но у меня не было денег на инвестиции на тот момент, когда я бы вложил их на первом этаже. Но знаете, по правде говоря, это для тех, кто настолько же, скажем так, дерзкий по случаю, - за неимением лучшего слова, - как и я в других аспектах моей жизни, я в высшей степени консервативен в отношении своих инвестиций. [/Читать далее]
Перевод подготовлен для нашей группы ВК: vk.com/robert_john_downey_jr